Абонемент №1 сезон 20/21

«Шедевры Фредерика Шопена»

13 сентября 2020 года (воскресение). Начало в 14:00

Концерт № 1. «Шедевры Ф. Шопена»

Один раз в пять лет с 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена. Посвящён он исключительно музыке великого польского композитора. Победителями конкурса становились выдающиеся пианисты XX века. Каждый финалист в качестве обязательного произведения исполняет один из двух концертов для фортепиано с оркестром.

Оба фортепианных концерта, написанные двадцатилетним Шопеном, отразили все грани художественного мира раннего творчества композитора. Они наполнены сокровенным лиризмом, глубочайшей психологичностью, тонкостью в передаче настроений, мечтательной созерцательностью. Музыка этих произведений очаровывает красотой мелодий, позволяет пианисту продемонстрировать виртуозную технику.

Очень романтична история создания Второго концерта фа минор. В 1829 году композитор познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской. Вспыхнувшее чувство любви к прекрасной девушке вдохновило молодого композитора на создание романтической музыки концерта. Кстати, медленную часть называют музыкальным портретом юной певицы. Мечта о взаимной любви оказалась лишь мечтой: Констанция вскоре вышла замуж, а Шопен навсегда покинул Польшу в связи с революционными событиями. Перед смертью Гладковская сожгла все письма Шопена. И от любви осталась только музыка.

В концерте примут участие молодые, но уже титулованные и известные пианисты, прошедшие конкурсный отбор к участию в XVIII конкурсе имени Шопена.

    «Вселенная Бетховен»

    11 октября 2020 года (воскресение). Начало в 14:00

    Концерт № 2. «Вселенная Бетховен»

    Людвиг ван Бетховен… Каждому известна музыка великого немецкого композитора, а «Ода к радости» стала гимном Европейского Союза и звучит во всем мире по важным и торжественным поводам. Уже при жизни композитор стал легендой, восхищал широкую аудиторию, но и сейчас он удивляет нас глубиной личности и масштабом таланта. Его сочинения входят в репертуар профессиональных исполнителей и коллективов, любимы юными музыкантами.

    В 2020 году отмечается 250-летие со дня рождения Бетховена. Во всём мире состоятся тысячи концертов, пройдут оперные спектакли, выставки, научные симпозиумы. Нам предоставляется возможность заново открыть творчество этого великого композитора.

    Московский государственный симфонический оркестр посвящает знаменательной дате концерт «Вселенная Бетховен». В программе – увертюра «Кориолан», Концерт для скрипки с оркестром и знаменитая Пятая симфония. Примечательно, что запись этой симфонии находится на борту автоматической межпланетной станции Вояджер, которая была запущена в космос в 1977 году. Аудионоситель сможет просуществовать 500 миллионов лет, вся Вселенная слушает Бетховена!

      «Шедевры русской музыки»

      17 января 2021 года (воскресение). Начало в 14:00

      Концерт № 3. «Шедевры русской музыки»

      Русская классическая музыка – важнейшая и неотъемлемая часть культурного наследия всего мира. Яркой, блистательной эпохой называют вторую половину XIX века, когда классическая музыка в России вышла за пределы аристократических салонов и стала достоянием широкой публики. В конце 1850-х – начале 1860-х годов было организовано Русское музыкальное общество, созданы Петербургская и Московская консерватории, а творческое содружество «Могучая кучка» раскрыло талант Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи. Эти начинания позволили заложить отечественные традиции воспитания музыкантов и развить мастерство поистине гениальных авторов – Чайковского, Рахманинова, Скрябина и др.

      С. В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2

      Второй фортепианный концерт, созданный Рахманиновым в 1900 году, занимает особое место в жизни и творчестве композитора – он ознаменовал начало нового периода. Музыка пронизана настроением радостного подъема, наполнена энергией, воспевает победу духа. Это произведение является едва ли не самым популярным сочинением Рахманинова благодаря искренности высказывания, законченности концепции, преобладанию песенно-мелодического начала. В наши дни концерт входит в репертуар большинства профессиональных пианистов, его музыка любима публикой всего мира, цитируется в многочисленных фильмах.

      Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада»

      Тема Востока – одна из излюбленных в русской музыке XIX века. Источником вдохновения для Римского-Корсакова стало собрание арабских сказок и новелл «Тысяча и одна ночь» о персидском царе Шахрияре и его жене Шехеразаде. Сюита погружает слушателя в фантастический мир, наполненный приметами музыки Востока: это и оригинальные мелодии, и прихотливые ритмы, и яркий тембровый колорит. Четырехчастная сюита была впервые исполнена под управлением автора в 1888 году. Это произведение приобрело огромную популярность у слушателей всего мира, вдохновляет балетмейстеров на создание новых шедевров.

        «Великие современники»

        21 февраля 2021 года (воскресенье). Начало в 14:00

        Концерт № 4. «Великие современники»

        Три великих современника – Э. Шоссон, П. Чайковский и И. Брамс – принадлежали к разным композиторским школам, находились под влиянием исторических событий и художественных открытий своих стран. Тем интереснее услышать и сравнить особенности образного содержания и музыкального языка, почувствовать дух времени Германии, России и Франции второй половины XIX века.

        Сочинения Шоссона и Чайковского выбраны для концерта не случайно – они стали инновационными в жанре концертных пьес для солирующих инструментов.  А Чайковского и Брамса объединяет не только ярчайшее симфоническое наследие романтической эпохи, но также общий день рождения — 7 мая. 

        Э. Шоссон. Поэма для скрипки с оркестром

        Поэма была написана Эрнестом Шоссоном в 1896 году по просьбе друга – скрипача Эжена Изаи. К началу работы над новым сочинением композитор успел открыть для себя русскую литературу, в которой его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из рассказа И. Тургенева «Песнь торжествующей любви». Свободная форма поэмы следует перипетиям тургеневского сюжета. Образный мир, музыкальный язык развивают французскую музыкальную традицию, красочная гармония и великолепная оркестровка достойны ученика Франка и Массне.

         П. Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

        За полтора года до начала работы над этим сочинением Чайковский в своей статье заметил, что «виртуозное процветание виолончели … приходит к последнему фазису упадка». Это великолепное сочинение интересно стилистически – в нём чувствуются признаки музыкальной формы XVIII века, в то же время оно поражает своей самобытностью. Первое исполнение произведения состоялось в Москве в ноябре 1877 года и было благосклонно встречено публикой. Этим произведением композитор обогатил репертуар виолончелистов всего мира. «Рококо» стало обязательным произведением на третьем туре Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

         И. Брамс. Симфония № 1

        Иоганнес Брамс решился вступить в мир симфонической музыки, когда перешагнул 40-летний жизненный рубеж. Над своей первой симфонией он работал около 20 лет, премьера состоялась в 1876 году. В ней продолжена традиция героических по складу симфоний Бетховена: образы мрака сменяются светом, ощущается волевое начало, готовность победить судьбу. Не случайно знаменитый дирижер Г. фон Бюлов называл её десятой симфонией Бетховена. Исполнение симфонии требует умения сочетать пылкость романтика со строгой дисциплиной хранителя классических форм.