Абонемент №2 сезон 20/21

«Открытие симфонического сезона. Симфонический спектакль Война и мир»

20 сентября 2020 года (воскресение). Начало в 12:00

Симфонический спектакль «Война и мир» по мотивам романа Л. Н. Толстого

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – один из самых монументальных трудов мировой литературы. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории страны: он описывает и личную жизнь героев, их судьбы, изменения во взглядах, и размышляет об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов.

В нашем проекте мы поставили перед собой непростую задачу: переосмыслить монументальный текст романа, преобразовать его для формата симфонического спектакля, сосредоточившись в основном на судьбах главных героев в их лирических проявлениях. Музыка и слово поведут зрителя собственным маршрутом, заставляя задуматься о проблемах, не утративших остроты. И мы ещё раз поймём: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть».

Безграничные возможности симфонического оркестра позволяют наделить образы романа яркими, удивительно выразительными музыкальными характеристиками. В симфоспектакле «Война и мир» прозвучит музыка великих композиторов – Баха, Моцарта, Вагнера, Штрауса, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Шнитке и др.

Текст в спектакле читают выдающиеся актеры театра и кино Дарья Мороз и Юрий Чурсин. За дирижёрским пультом – художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин.

    Симфоническая сказка «Русалочка»

    18 октября 2020 года (воскресение). Начало в 12:00

    Симфосказка «Русалочка» по мотивам сказки Х. К. Андерсена

    Всемирно известная и любимая сказка датского писателя Ханса Кристиана Андерсена была впервые опубликована в 1837 году. Она была многократно адаптирована, включая мюзиклы, художественные и анимационные фильмы, на ней воспитывалось не одно поколение детей по всему свету.

    Сказка повествует о трогательной истории любви дочери морского царя Русалочки к красивому принцу, которого она однажды увидела и спасла от гибели. Чтобы обрести человеческий облик и его любовь, она обращается к колдунье и взамен на свой голос получает зелье, которое делает её прекрасной девушкой. Принц увлекается ею, но счастье Русалочки длится недолго: тот женится на дочери другого короля, а Русалочка обращается в морскую пену, а затем и в дочь воздуха. Сказки рассказывает о том, что любовь, самоотверженность и радость за других — это и есть то, что отличает людей от других существ.

      Симфоническая сказка «Чёрная курица»

      29 ноября 2020 года (воскресение). Начало в 12:00

      Симфосказка «Чёрная курица, или Подземные жители» по мотивам повести А. Погорельского

      Одним из первых авторских, а не народных произведений для детей на русском языке считается сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Написана история в 1829 году про маленького мальчика Алёшу. Итак, 1790-е годы, Санкт-Петербург, детский пансионат. Мальчика Алёшу родители не навещают и не забирают на праздники уже долгое время, поэтому он проводит много времени в одиночестве, читая книги, особенно фантастические. Может быть, именно по этой причине, обычная курица во дворе «превращается» в настоящего министра, проводит Алёшу в подземное царство и показывает всякие чудеса…

        Музыка балета «Щелкунчик»

        27 декабря 2020 года (воскресение). Начало в 12:00

        П. И. Чайковский. Сюита из музыки балета «Щелкунчик»

        В канун Нового года главным и самым узнаваемым произведением во всём мире называют музыку балета-феерии П. И. Чайковского «Щелкунчик». Чего только стоят завораживающий «Танец феи Драже», нежнейший «Вальс цветов», череда колоритных танцев «Шоколад» (испанский танец), «Кофе» (арабский танец), «Чай» (китайский танец), да и кто из детей не мечтал оказаться на месте Мари и Щелкунчика в этом сказочном месте, наполненном всяческими вкусностями и чудесами?! Живая анимация в исполнении Драматического театра песочного искусства «Пески времени» оживит волшебные образы в сочетании с музыкой П. И. Чайковского и подарит незабываемые впечатления.

          «Музыка кино»

          7 января 2021 года (воскресение). Начало в 12:00

          Жанр киномузыки развивается с момента зарождения киноискусства. Музыкальное сопровождение фильмов очень часто остаётся недооценённым зрителем, ему не всегда уделяется должное внимание. Значительное место в жанре музыки кино занимает симфоническая музыка, которая достойна самых главных сцен и искушённых слушателей. Чего только стоит музыкальное оформление фильмов Сергея Эйзенштейна, музыку к которым писал признанный гений – Сергей Прокофьев! Образцы невероятного мастерства, таланта, изобретательности композиторской мысли представлены в таких отечественных и зарубежных фильмах, как «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Список Шиндлера», «Гладиатор», а как прекрасны шедевры итальянского кино и музыка Эннио Морриконе и Нино Рота…

          В концерте прозвучит музыка из известных фильмов, лучших образцов русского и мирового кино. Эти любимые мелодии вы узнаете с первых же нот!

            Симфоническая сказка «Шехеразада»

            14 марта 2021 года (воскресение). Начало в 12:00

            Симфосказка «Шехеразада» по мотивам сказки «Тысяча и одна ночь» на музыку сюиты Н. А. Римского-Корсакова

            Тема Востока – одна из излюбленных в русской музыке XIX века. Источником вдохновения для Римского-Корсакова стало собрание арабских сказок и новелл «Тысяча и одна ночь» – одного из ярчайших памятников средневековой арабской и персидской литературы. В них повествуется о персидском царе Шахрияре и его жене Шехеразаде. Музыкальная сюита погружает слушателя в фантастический мир, наполненный приметами музыки Востока: это и оригинальные мелодии, и прихотливые ритмы, и яркий тембровый колорит. Четырёхчастная сюита была впервые исполнена под управлением автора в 1888 году. Произведение это приобрело огромную популярность у слушателей всего мира, вдохновляет балетмейстеров на создание новых шедевров.

            Загадочный мир Востока, миражи пустыни и красота оазисов, морская стихия и корабль Синбада-морехода, сказочная птица Рух и, конечно, Шехеразада – все эти образы оживут в вашем воображении!

              «Путеводитель по планетам»

              11 апреля 2021 года (воскресение). Начало в 12:00

              «Путеводитель по планетам»

              Кого из нас с детства не интересовал космос? Планеты, звёзды, метеориты…сколько загадок этот мир таит для учёных и сколько надежд подаёт человечеству! Мировой знаменитостью стал Юрий Гагарин – первый человек, совершивший полёт в космическое пространство, и практически каждый советский школьник на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда станешь взрослым?», искренне и с восторгом отвечал «Космонавтом!». Изучение космоса, небесных светил и всего, что может быть с этим связано, не даёт покоя человеческому разуму с незапамятных времён, ведь он всегда был олицетворением будущего, связанного с перспективами и открытиями. Вдохновляет космос и людей искусства.

              В. А. Моцарт. Симфония № 41 («Юпитер») До мажор, K. 551

              Эта симфония, созданная в 1788 году, получила название «Юпитер». Сам Моцарт такого названия не давал, но оно отражает суть этого грандиозного цикла с его невиданным прежде величественным масштабом и эпической стройностью воплощения.

              Мужественная, приподнято-праздничная музыка, монументальная лапидарность предвосхищают страницы бетховенских симфоний с их героикой, стойким оптимизмом, ярким волевым началом. П. И. Чайковский, очень любивший всё творчество Моцарта, называл эту симфонию «одним из чудес симфонической музыки».

              Г. Холст. Симфоническая сюита «Планеты», ор. 32

              В 1913 году один знакомый заинтересовал Густава Холста астрологией. Это увлечение породило грандиозную идею создания музыкального цикла о планетах, об их астрологическом влиянии на человеческое сознание. Премьера сюиты состоялась в 1918 году. Каждая из семи частей имеет соответствующее название: «Марс, вестник войны», «Венера, вестница мира», «Меркурий, крылатый посланник», «Юпитер, приносящий радость», «Сатурн, вестник старости», «Уран, волшебник», «Нептун, мистик». Про Землю композитор писать почему-то не захотел, а Плутон открыли только в 1930 году.

              Несмотря на то, что сюита остаётся самым популярным произведением английского композитора, сам Г. Холст не считал его лучшим творением и впоследствии даже жаловался, что популярность «Планет» полностью превзошла другие его сочинения.

                «Ода к радости»

                23 мая 2021 года (воскресение). Начало в 12:00

                «Ода к радости»

                Ничто так не вдохновляет зрителей как выступления молодых артистов! Когда дети видят на сцене сверстников, совершающих на музыкальных инструментах настоящие чудеса, происходит незримый обмен: те, кто обучается в музыкальных школах, понимают, чего могут достичь, какие возможности открываются перед ними, а те, кто пока не учится, наверняка захочет освоить игру на том или ином музыкальном инструменте. Подобные концерты полны открытий и радости совместного творчества. Солисты – стипендиаты одного из крупнейших российских культурно-образовательных проектов «Золотые таланты».

                М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки» (оркестровка М. Равеля)

                На оригинале нотного текста рукой автора был написан подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане». Этот художник был другом М. П. Мусоргского и его внезапная смерть стала для композитора потрясением. На посмертной выставке были представлены работы маслом, акварели, зарисовки с натуры, эскизы театральных декораций и костюмов, архитектурные проекты, а также изделия, сделанные его руками – щипцы для раскалывания орехов, часы в виде избушки на курьих ножках и т. п.

                Под впечатлением от увиденного на выставке Мусоргский очень быстро, за три недели в июле 1874 года написал фортепианную сюиту. Художественные произведения композитор интерпретировал своеобразно: эскиз к балету «Трильби», изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полёт Бабы-яги на помеле. При жизни композитора это талантливое произведение получило одобрение творческого содружества «Могучая кучка», но не исполнялось и не издавалось.

                Оркестровая версия, созданная французским композитором М. Равелем, отличается исключительной изобретательностью и верностью характеру подлинника. Премьера с оркестром под управлением С. А. Кусевицкого состоялась в Париже в 1922 году.