«Моцарт +. Серенада №13»

Вольфганг Амадей Моцарт сочинил Серенаду №13, более известную под названием «Маленькая ночная серенада» в Вене 10 августа 1787 года. Это время — между «Свадьбой Фигаро» и тремя последними симфониями — было временем расцвета его таланта, но в то лето возникло на удивление мало произведений. И если б не «Маленькая ночная серенада», его никак нельзя было бы назвать продуктивным. Неизвестно, кто заказал это сочинение Моцарту, а подобные создавались только на заказ, по торжественным поводам, например, по случаю свадеб. «Маленькая ночная серенада» действительно очень маленькая. Подобные ей ночные серенады обычно включали пять, семь и более частей, в том числе как минимум два-три менуэта. В их исполнении могли участвовать до четырех оркестров, наполняя звуками дворцовые парки и создавая эффекты эха. Моцарт ограничился одним струнным оркестром и четырьмя частями — это Allegro, романс, менуэт и рондо. Правда, первоначально между Allegro и романсом находился еще один менуэт, впоследствии бесследно исчезнувший. Миниатюрная «Маленькая ночная серенада», полная грации, остроумия и нескрываемого довольства жизнью —образец «легкого жанра» классической эпохи.

Анна Булычёва, mariinsky.ru

 

В. А. Моцарт. Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор, К. 191
Слово «фагот» в переводе с итальянского означает «узел» или «связка». Первые фаготы, появившиеся почти 500 лет тому назад, были необъятных размеров и в разобранном виде внешне больше были похожи на вязанку дров. В современном облике фагот – сложенная вдвое большая деревянная труба (её общая длина чуть меньше трёх метров, а вес около шести килограммов). Михаил Булгаков обратился к образу фагота, наделив таким прозвищем одного из персонажей романа «Мастер и Маргарита» за его худощавость, высокий рост и своеобразный тембр голоса.  Концерт был сочинён Моцартом в 1774 года в Зальцбурге. Музыка концерта почти целиком выдержана в галантном стиле. 18-летний композитор сумел раскрыть богатые возможности этого инструмента – огромный диапазон, разнообразие тембров в разных регистрах, подвижность и певучесть. Фагот предстал у него лирическим героем, которому присущ красивый, благородный звук и настоящая кантилена.

 

Серенада для струнных, соч. 22 Антонина Дворжака – звено в цепи названных произведений. Созданная, словно на одном дыхании – первые эскизы помечены 3 мая 1875 года, а 14 мая уже была закончена партитура, – Серенада привлекает живостью и непосредственностью авторского высказывания и вместе с тем отточенным мастерством. Жанр, унаследованный от Гайдна и Моцарта, сохраняет классическую ясность, обретая под пером Дворжака романтическую взволнованность: введенный композитором вальс (вторая часть) спустя пять лет зазвучит и в Струнной серенаде Чайковского. Интимность, доверительность, свойственные камерной музыке, сочетаются в Серенаде с развернутой симфонической формой – в сущности, перед нами симфониетта для струнных. Финал Серенады напомнит темы и первой ее части, и проникновенного Larghetto, сообщая всему произведению цельность и завершенность формы. Премьера Серенады прошла в Праге 10 декабря 1876 года.

Иосиф Райскин

 

https://mgso.moscow/tickets/?start=/doma-kultury/dom-kultury-rodina/mocart-serenada-13/20210228_1400-2086954/
Купить Билеты
Купить билеты