Версия для слабовидящих

Чайковский. Опера "Пиковая Дама"

Чайковский. Опера
17/12/2025
Среда 19.00 МКЗ Зарядье
Место проведения:
МКЗ Зарядье
Адрес:
г. Москва, ул. Варварка д.6 стр.4
Дирижер:
Иван Рудин
Солисты:
Елена Стихина, сопрано
:
Иван Гынгазов, тенор
Режиссер:
Алексей Смирнов

Описание

Лиза — Елена Стихина
Герман — Иван Гынгазов
Томский — Ариунбаатар Ганбаатар
Елецкий — Константин Шушаков
Графиня — Агунда Кулаева
Полина — Екатерина Лукаш
Чекалинский — Илья Селиванов
Сурин — Михаил Первушин
Чаплицкий — Антон Бочкарёв
Нарумов — Родион Паульс
Распорядитель — Кирилл Сикора
Гувернантка — Евгения Сегенюк
Маша — Мария Селеверстова
Прилепа — Полина Пелецкая

Большой детский хор имени В.С. Попова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Анатолий Кисляков

Государственный академический хор имени А.В. Свешникова
Художественный руководитель и главный дирижёр — Екатерина Антоненко

Московский государственный симффонический оркестр
Художественный руководитель и дирижёр — Иван Рудин

Режиссёр-постановщик — Алексей Смирнов

Одна из самых известных русских опер была написана за четыре с половиной месяца. Для спокойной работы Пётр Чайковский удалился из России во Флоренцию и поселился в отеле «Вашингтон». Два года он отказывался от предложения написать оперу на сюжет повести Александра Пушкина «Пиковая дама», и тщетно директор императорских театров Иван Всеволожский уговаривал его взяться за эту работу. Но однажды композитор ярко вообразил себе сцену в спальне графини и вдруг чрезвычайно увлёкся героями и сценами. Произведение для хора, солистов и оркестра было готово в рекордно короткий срок.

Друзья и коллеги Чайковского были недовольны таким темпом работы, считая, что это может негативно сказаться на качестве музыки. Автор возражал: «Я иначе не могу работать, как скоро. Но скорость вовсе не означает, что я кое-как написал оперу. <…> Вся штука в том, чтобы писать с любовью. А „Пиковую даму“ я писал именно с любовью». Всегда безжалостно самокритичный, на этот раз композитор осознавал силу воздействия своего нового произведения: «Модя, или я ужасно, непростительно ошибаюсь, или „Пиковая дама“ в самом деле будет мой шедевр», — писал музыкант своему брату Модесту, драматургу и переводчику, ставшему автором либретто к опере. В одном из писем Чайковский в шутку, а может и полусерьёзно, заявил, что теперь разделяет человеческую историю на два периода: от сотворения мира до создания «Пиковой дамы» и после.

Чайковский живо представлял себе и скромную девушку Лизу, способную на сильные чувства, и почти выжившую из ума старуху, в молодости узнавшую секрет трёх карт от влюблённого красавца. Одержимый любовной страстью, а затем игровым азартом Герман виделся ему настолько ясно, как будто его действительно можно было встретить на петербургских улицах. Вымышленная смерть любимого персонажа вызвала у его создателя сильную эмоциональную реакцию: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!» Сочиняя самые жуткие страницы оперы, Чайковский сам испытал «страх, ужас и потрясение» и ещё долго боялся появления призрака Пиковой дамы. «Не может быть, чтобы и слушатели не ощутили хоть часть этого», — надеялся автор.

Другие мероприятия