«Светлое будущее» в музыке ХХ века
Описание
В программе:
- Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928). «Putovánídušičky» («Странствия души») концерт для скрипки с оркестром JW 9/10 (1926)
- М.С. Вайнберг (1919-1996). Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)
Allegretto cantabile
Cadenza. Lento - Adagio
Allegro moderato - Poco rubato
- Н.А. Рославец (1881–1944). «Комсомолия» симфоническая поэма (1928)
- Д.Д. Шостакович (1906-1975). Симфония № 2 H-dur «Октябрю» op. 14 (1927)
- Хор «Октябрю» на ст. А.Безыменского
- Э. Шульхоф (ErvínSchulhoff 1894–1942). Коммунистический манифест на тексты из «Das kommunistischeManifest» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кантата для оркестра, хора и солистов WV100 (1932)
Первая половина XX века в России и Европе стала временем тяжелейших потрясений. Культура была наполнена острыми эстетическими и идеологическими столкновениями. В диалог и конфликт вступали разные музыкальные течения: поздний романтизм и экспрессионизм, неоклассицизм и авангард.
Самобытный чешский композитор Леош Яначек (Leoš Janáček 1854-1928) с молодости увлекался моравским фольклором и в своей музыке часто использовал народные мелодии. Яначек был безгранично отзывчив на любое проявление несправедливости и насилия в мире и обладал глубоким даром сопереживания, не зря Борис Пастернак писал, что мир воспринимался композитором в «сострадательном падеже».
Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894–1942) – один из тех композиторов, кто в годы Второй мировой войны оказался в застенках концлагерей и оттуда уже не вернулся. Его сочинения пополнили нацистский список «дегенеративного искусства». В противовес импрессионистической и фольклорной стилистике, популярной в Чехословакии в 20-30-е годы, он активно использовал джазовую палитру в симфонической музыке, а также увлекался дадаизмом и экспрессионизмом.
Николай Рославец (1881–1944) был признанным вождем русского музыкального авангарда в 1920-е годы. Сродни передовым художникам того времени – кубистам, футуристам, фовистам – он искал новый язык в искусстве и создал оригинальную теорию композиции. Однако в конце 1920-х годов его обвинили в «формализме» и несоответствии идеологии пролетарской, понятной простым людям культуры и наложили запрет на исполнение его музыки
Композитор Мечислав Вайнберг (1919-1996) считал себя последователем творчества Шостаковича. Он писал: «Я – ученик Шостаковича, хотя не провел с ним ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Концертино для скрипки и струнного оркестра было написано им в 1948 году.
Гастроли МГСО станут частью региональной программы XXIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga организованного в рамках Национального проекта «Культура» Минкультуры России и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.