Версия для слабовидящих

«Светлое будущее» в музыке ХХ века

«Светлое будущее» в музыке ХХ века
30/08/2024
Пятница 18.30 Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Место проведения:
Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Адрес:
г. Нижний Новгород ул. Белинского, 59
Дирижер:
Иван Рудин
Солисты::
Алина Отяковская (сопрано)
:
Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)
:
Сослан Кусов (тенор)
:
Владислав Бирюков (баритон)
:
Ольга Волкова (скрипка)
Хоры::
Хор Минина/Московский государственный академический камерный хор
:
Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва.

Описание

В программе:

- Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928). «Putovánídušičky» («Странствия души») концерт для скрипки с оркестром JW 9/10 (1926)

- М.С. Вайнберг (1919-1996). Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)

Allegretto cantabile

Cadenza. Lento - Adagio

Allegro moderato - Poco rubato

- Н.А. Рославец (1881–1944).  «Комсомолия» симфоническая поэма (1928)

- Д.Д. Шостакович (1906-1975). Симфония № 2 H-dur «Октябрю» op. 14 (1927)

- Хор «Октябрю» на ст. А.Безыменского

- Э. Шульхоф (ErvínSchulhoff 1894–1942). Коммунистический манифест на тексты из «Das kommunistischeManifest» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кантата для оркестра, хора и солистов WV100 (1932)

Первая половина XX века в России и Европе стала временем тяжелейших потрясений. Культура была наполнена острыми эстетическими и идеологическими столкновениями. В диалог и конфликт вступали разные музыкальные течения: поздний романтизм и экспрессионизм, неоклассицизм и авангард.

Самобытный чешский композитор Леош Яначек (Leoš Janáček 1854-1928) с молодости увлекался моравским фольклором и в своей музыке часто использовал народные мелодии. Яначек был безгранично отзывчив на любое проявление несправедливости и насилия в мире и обладал глубоким даром сопереживания, не зря Борис Пастернак писал, что мир воспринимался композитором в «сострадательном падеже».

Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894–1942) – один из тех композиторов, кто в годы Второй мировой войны оказался в застенках концлагерей и оттуда уже не вернулся. Его сочинения пополнили нацистский список «дегенеративного искусства». В противовес импрессионистической и фольклорной стилистике, популярной в Чехословакии в 20-30-е годы, он активно использовал джазовую палитру в симфонической музыке, а также увлекался дадаизмом и экспрессионизмом.

Николай Рославец (1881–1944) был признанным вождем русского музыкального авангарда в 1920-е годы. Сродни передовым художникам того времени – кубистам, футуристам, фовистам – он искал новый язык в искусстве и создал оригинальную теорию композиции. Однако в конце 1920-х годов его обвинили в «формализме» и несоответствии идеологии пролетарской, понятной простым людям культуры и наложили запрет на исполнение его музыки

Композитор Мечислав Вайнберг (1919-1996) считал себя последователем творчества Шостаковича. Он писал: «Я – ученик Шостаковича, хотя не провел с ним ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Концертино для скрипки и струнного оркестра было написано им в 1948 году.

Гастроли МГСО станут частью региональной программы XXIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga организованного в рамках Национального проекта «Культура» Минкультуры России и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

 

Другие мероприятия